История бальной моды

Дамские причёски и костюм
Как же собиралась дама на бал или ассамблею в петровское время или в екатерининскую эпоху? Сначала дамы одевались, а только потом использовали всякие гримировальные приемы. Главной задачей становилась сложная процедура забеливания париков и лиц – облик должен быть максимально уподоблен фарфоровым скульптурам. Показаться посторонним без пудры и румян рассматривалось как неуважение к людям, с которыми встречаешься.

Макияж восемнадцатого века стирал возрастные отличия. Обильный слой пудры давал старушкам возможность притвориться молодыми, а юным превратить себя в солидных дам. Итак, надето платье, под которым сложные кринолиновые конструкции и корсетные лифы, приподнимающие грудь, “нарисовано” лицо: брови, губы, нанесен перламутрово-розовый румянец, наклеены “говорящие” искусственные родинки и щедро напудрена грудь и шея. “Полуготовая” к балу дама помещалась в специальный невысокий шкаф, который имел дырку в верхней части. Дама усаживалась на стул, а ее голова торчала снаружи. Платье и грудь закрывались специальной накидкой. В современных салонах такие накидки называются пеньюарами, а тогда они имели иное название – “пудромантели”. Длинная пудромантель стягивалась на шнурке вокруг шеи, предохраняя одежду и нанесенный на грудь и шею макияж. Вокруг шкафа с торчащей головкой располагались горничные, парикмахеры и лакеи со специальными пульверизаторами. Они опрыскивали волосы или парики душистой пудрой нежнейших оттенков: серой, голубой, розовой, палевой. А для того, чтобы пудра не испортила грим и мушки на лице, дама держала своеобразную защитную маску со слюдяными окошечками напротив глаз.

Модные дамские прически приподнимали волосы надо лбом, придавая лицу удлиненную яйцеобразную форму. Наиболее популярными были такие прически, как “Мария Манчини” с двумя тугими локонами, спадающими на грудь, и “полонез” – прическа, украшенная драгоценностями и перьями.
Прически того времени отличались впечатляющей высотой. Иногда сооружался специальный каркас из железных или деревянных прутьев, который маскировался своими и фальшивыми локонами, кружевами, чучелами птиц, живыми и фарфоровыми цветами, перьями. В волосы умудрялись вставлять даже макеты парусников, создавая прически “фрегат” или “кораблик”.
В России в целом прически были меньшего объема, чем в других европейских странах в те же годы. В качестве каркаса часто служили, особенно в провинции, войлочные головные уборы.

В России высшее общество, особенно столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты непосредственно из Парижа и Лондона. Провинциальное дворянство подражало в модах столичному.

В 19 веке появляется мода «на античный манер». Введению её много способствовала художница-портретистка Л. Виже-Лебрэн, жившая в Петербурге с 1795 по 1801 год. По ее совету на одном из придворных балов все дамы были одеты в белые «античные» платья. Апробированная при дворе мода вскоре нашла подражательниц и вне придворного круга.

Платья периода 1810 г. обычно имели шлейф, линии их были мягкими, талия сильно завышена. Бальные платья часто имели съемный шлейф и глубокое декольте.

Вечерние платья отличались от дневных глубиной выреза лифа и характером отделки, часто и материей. Их богато расшивали античным орнаментом, украшали по вырезу и подолу кружевами и оборками. Из тканей использовались кисея, батист, атлас, тафта, бархат.

Рукава бального платья короткие, часто «фонариком». К таким рукавам полагались длинные, до локтя и выше, перчатки.

Много своеобразия и изящества в нарядный туалет дамы или молодой девушки вносили шали, шарфы и косынки. С их помощью можно было подчеркнуть величавость или грациозность фигуры, стройность талии, легкость движений или горделивость осанки.

Платья со струящимися складками требовали либо полупрозрачных легких шарфов с развевающимися концами, которые сообщали движениям легкость, «воздушность», либо тяжелых кашемировых шалей, плотно облегающих плечи и придававших фигуре вид тонкий и хрупкий. Умение красиво носить косынку или шаль высоко ценилось, и женщины тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве перед зеркалом.

Дамские прически той поры – это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади при помощи узкой ленты. Прически старались копировать с античных статуй. Правда, дамы не всегда строго придерживались античных образцов и нередко давали простор собственной фантазии.

Бальные прически украшали диадемами, золотыми обручами, перьями, венками из живых и искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряных дубовых или лавровых листьев. Встречались и венки из живых цветов.

Женская мода конца XIX века напоминает сокровищницу, хранящую секреты роскошных тканей и неожиданных фасонов. Бальные туалеты тех лет остаются настоящим шедевром.

Следить за модой являлось большой необходимостью для молодых дам и барышень. Ведь без модных шляпок (фасон которых менялся 30-40 раз за сезон) и перчаток появиться в свете в то время было просто невозможно. Главные улицы Петербурга, Москвы и других крупных городов сверкали витринами магазинов модного платья.

Для того чтобы сделать визит или поехать на бал, следовало не просто иметь туалет, но и всё то, что ему непременно сопутствовало: корсет, тонкую батистовую рубашку под него, панталоны и нижнюю юбку из шёлка с воланом. Всё это должно было быть отглажено и накрахмалено. Шёлковые вещи обязаны были держать форму и не мяться.

Существовал определённый порядок в одевании и укладке волос, который беспрекословно соблюдался. Если речь шла о богатых людях, то бальную причёску делал специально приглашённый парикмахер, в домах победнее с этим сложным делом справлялась умелая горничная.

Для конца 19 века характерна длина волос приблизительно до середины спины. Лишь после Первой мировой войны шокирующей новостью станет короткая стрижка. Но предвидеть этого тогда ещё никто не мог. Самыми хлопотными были бальные причёски, которые создавались не менее двух-трёх часов. Однако создать нужную причёску можно было далеко не из всяких волос. Для пышности существовали подкладки под собственные волосы. Когда всё, наконец, было завито, взбито, подобрано и уложено, юным барышням на бальную причёску прикрепляли живые цветы, а дамам – цветы из шёлка или бархата, иногда высокий гребень со стразами.

Когда с причёской было покончено, снимали домашнее платье и с помощью горничной утягивали корсет. Для балов надевали шёлковые белые чулки и атласные туфли на невысоком каблуке. Перед балом или визитом почти ничего не ели – это придавало лёгкость походке и ощущение «прямой спины». Всё это не было заслугой корсета, а скорее результатом многолетней тренировки и ритма жизни, выработанного с детских лет.

Язык цветов для бального наряда

василёк – я верная и искренняя, люблю верных и искренних мужчин;
жасмин – я непорочна;
маргаритка – я терпеливая, но печальная;
“медвежьи ушки” – я готова вас обмануть…
резеда – я готова на минутное блаженство;
дикая роза – я сама простота;
белая роза – я воплощённая невинность;
тюльпан – я гордая и позволяю себе быть неблагодарной;
фиалка – я скромная и готова дружить;
ноготки – конечно, я кокетка;
астра – мне свойственно величие; я предпочитаю состоятельного мужчину;
петушки – я спокойна и уравновешенна;
мак – я ценю воспоминания;
подсолнечник – готова на любовные взаимоотношения;
белая гвоздика – ценю в мужчинах благородство и целомудрие;
розовая гвоздика – я готова на брак;
лавр – я предпочитаю умных мужчин;
гиацинт – уважаю тонкие артистичные натуры.